СУБЪЕКТЫ ПРОФИЛАКТИКИ СОЦИАЛЬНОГО СИРОТСТВА И СЕМЕЙНОГО НЕБЛАГОПОЛУЧИЯ
Профилактика социального сиротства и семейного неблагополучия подразумевает комплекс мер по работе с родителями и детьми с целью формирования и сохранения нормальных семейных отношений, ориентации на здоровый образ жизни, возрождения института семьи и брака. Организовать эффективную работу в данном направлении можно только через межведомственное взаимодействие органов и организаций профилактики социального сиротства и семейного неблагополучия.
Органы и учреждения, входящие в систему профилактики социального сиротства и семейного неблагополучия:
комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав;
органы управления социальной защиты населения и учреждения социального обслуживания (территориальные центры социальной помощи семье и детям; центры психолого-педагогической помощи населению; центры экстренной психологической помощи и иные учреждения социального обслуживания);
специальные учреждения для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации (социально - реабилитационные центры для несовершеннолетних; социальные приюты для детей; центры помощи детям, оставшимся без попечения родителей);
органы управления образованием и образовательные учреждения;
специальные учебно-воспитательные учреждения открытого и закрытого типа органов управления образования;
органы опеки и попечительства; органы по делам молодежи и учреждения по делам молодежи (центры социально-психологической помощи молодежи; центры профессиональной ориентации и трудоустройства молодежи; молодежные клубы и иные учреждения);
органы управления здравоохранением и учреждения здравоохранения;
органы службы занятости;
органы внутренних дел;
подразделение по делам несовершеннолетних органов внутренних дел;
центры временного содержания для несовершеннолетних правонарушителей органов внутренних дел;
подразделения криминальной милиции органов внутренних дел;
органы и учреждения, общественные объединения, осуществляющие меры по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних.
Задачами межведомственного взаимодействия являются:
1.Создание системы эффективного межведомственного взаимодействия – социального партнерства при решении проблемы профилактики семейного неблагополучия;
2.Создание программ ранней профилактики семейного неблагополучия путем направления усилий на работу с детьми (начиная с раннего возраста), будущими родителями, беременными женщинами и семьями;
3. Выявление семей, имеющих факторы риска формирования семейного неблагополучия и создание системы мер, направленных на коррекцию выявленных факторов риска с целью сохранения семьи и семейных отношений и профилактики социального сиротства;
4.Выявление неблагополучных семей, создание банка данных семейного неблагополучия с целью проведения комплекса психолого-педагогических, медицинских, социальных, экономических и юридических реабилитационных мероприятий с выявленными семьями и сопровождение их для решения вопроса профилактики социального сиротства;
5.Развитие системы психологических медицинских, социальных, юридических, экономических и профессиональных мер, направленных на сопровождение семей, осуществляющих опеку, попечительство или усыновивших (удочеривших) ребенка из социально-неблагополучной семьи с целью оказания им помощи и профилактики формирования социального сиротства;
6.Проведение анализа эффективности проводимых мероприятий и внесение на его основе изменений в процесс реабилитации и функционирования межведомственного взаимодействия.
Деятельность органов и организаций системы профилактики социального сиротства по решению обозначенных задач осуществляется в соответствии со следующими основными принципами:
принцип межведомственного взаимодействия определяет порядок формирования отношений между субъектами системы профилактики посредством согласования планов мероприятий и действий по их реализации, контроля за их выполнением;
принцип распределения сфер ответственности предполагает наличие конкретных исполнителей, закрепление за ними определенного круга задач в рамках ведомственной компетенции, осуществление которых необходимо для достижения поставленных целей;
принцип индивидуального подхода реализуется путем осуществления реабилитационного процесса с учетом индивидуальных особенностей конкретного ребенка и семьи, в значительной степени влияющих на их поведение в разных жизненных ситуациях;
принцип законности предусматривает соблюдение требований действующего законодательства Российской Федерации и законодательства субъектов Российской Федерации в работе с несовершеннолетними, оказавшимися в социально-опасном положении и их семьями;
принцип комплексности предполагает реализацию системного подхода в работе с несовершеннолетними и их семьями, и воздействие на них с учетом всех аспектов: экономических, правовых, социальных, медицинских, педагогических, психологических.
Важной формой межведомственного взаимодействия является обмен информацией, характеризующей положение семьи и детей на подведомственной территории и необходимой для осуществления деятельности в их интересах, с органами власти, государственными и негосударственными учреждениями, организациями и службами.